Автономия дисциплины

Автономия дисциплиныКак показывают социально-исторические исследования экономической науки в разных странах, феномены, касаюшцеся автономии дисциплины, возможностей ее роста и распространения научного знания, «строго коррелируют с политикой и с обществом, в которых развивалась экономическая наука» . Конечно, подобная связь прослеживается в развитии всех без исключения общественно-научных дисциплин. Однако особенно тесные отношения экономики с политикой вызваны тем, что с момента своего возникновения экономическая наука была ориентирована на политическое и практическое действие в большей степени, чем любая другая социальная наука. Формирование различных версий современного менеджериального государства неизменно сопровождалось развитием соответствующих областей экономического знания, которое государство моделировало и на которое, одновременно, опиралось. На протяжении ХХ века экономика стала основным поставщиком концепций, инструментов и кадров для разработки «экономической политики», которая в действительности затрагивает все сферы общества, а присутствие экономистов в правительственных инстанциях становилось все более ощутимым.

Случай аграрной экономики представляет собой в некотором смысле радикальный пример симбиотических отношений с государственной администрацией, хотя этот «симбиоз» имел разную интенсивность и принимал не всегда одинаковые институциональные формы в разных странах. Положение аграрной экономики специфично тем, что, с одной стороны, она подвержена риску политизации и зависимости от администрации в большей степени, чем другие отрасли экономического знания, а с другой — тем, что она обладает наиболее низким статусом в академической иерархии. В силу такой «двойной гетерономии» на ее примере будет удобно показать символический характер дисциплинарных границ.

Copyright © 2014. All Rights Reserved.