Богатство народов

Богатство народовМы обращаемся не к гуманности, а к их эгоизму…», — гласит один из наиболее часто цитируемых пассажей «Богатства народов» . Постулат о том, что индивиды стремятся максимизировать выгоду, вступая в любые социальные отношения, до сих пор лежит в основе современной формализованной экономической теории. К примеру, теория агентских отношений исходит из представления, что акторы будут утаивать информацию и стараться обходить организационные требования. В свою очередь, теория общественного выбора выдвигает предположение, что коррупция — до известной степени более естественное свойство государства, нежели гуманность. А получивший огласку меморандум печально известного Всемирного Банка о сравнительных преимуществах развивающихся экономик в привлечении экологически грязных производств стал каноническим примером потенциального разрыва между моральными вопросами справедливости и хладнокровными соображениями эффективности инвестиций.

Если бы притязания экономистов ограничивались исключительно сферой распределения ресурсов, они бы фигурировали в статье о рынках и морали лишь в качестве негативного кейса. Однако отношение экономической теории к этике является более сложным. Во-первых, экономическая теория построена на допущениях, имплицитное моральное содержание которых может быть показано детально. Во-вторых, что еще важнее, экономический дискурс имеет давнюю традицию эксплицитно превозносить благотворное воздействие рыночного общества на нравственность, хотя конкретные формы этого воздействия могут варьировать. Так, традиция Doux commerce перенесла в новый век аргументы о том, что рынок подпитывает личные добродетели честного поведения, вежливости и сотрудничества. Некоторые продолжают видеть в рынках необходимое условие свободы в других сферах жизни — особенно, в политике и культуре. Наконец, традиция, представленная сегодня предписательной макроэкономикой, делает особый акцент на экономическом росте как условии человеческого прогресса. Наиболее емко эта идея воплощена в замечании Кейнса о том, что экономисты являются «доверенными лицами если не цивилизации, то самой возможности цивилизации».

Copyright © 2014. All Rights Reserved.