Еллектуальная сторона религиозных идей

Еллектуальная сторона религиозных идейНезависимо от ощущений и различия характеров есть чисто Интеллектуальная сторона религиозных идей, именно понятия о преднамеренности, порядке, целесообразности, совершенстве. Но здесь речь идет не столько о сущности этих понятий, сколько о их влиянии на человека, а последнее бесспорно не обладает подобной независимостью; и далее эти идеи не принадлежат исключительно одной религии. Идея совершенства черпается прежде всего из живой природы, потом переносится на безжизненную и наконец мало-помалу освобождается от всяких границ и возвышается до наисо — вершенного. но как живая, так и безжизненная природа остаются все теми же, и разве возможно, сделав первые шаги, остановиться перед последним? Если всякая религиозность так всецело зависит от разнообразных видоизменений характера и преимущественно чувства, то и влияние ее на нравственность должно зависеть вовсе не от вещественного содержания принятых начал, но от формы восприятия, от убеждения, от веры. Это положение, которое мне будет впоследствии очень полезно, было, надеюсь, достаточно доказано всем предшествующим. Л могу здесь бояться только одного упрека, именно, что во всем, что я говорю, я имею в виду человека, весьма богато одаренного природой и находящегося в благоприятных обстоятельствах, — человека, заслуживающего особенного внимания и потому редкого. Но дальнейшее, надеюсь, покажет, что я вовсе не теряю из виду и всю более обыкновенную людскую толпу, к тому же мне казалось бы постыдным не исходить из высших точек зрения там, где предметом исследования является сам человек.

Copyright © 2014. All Rights Reserved.