Известные религиозные начала

Известные религиозные началаЧтобы более обобщить это рассуждение, которое главным образом относится к тому случаю, когда государство стремится распространить известные религиозные начала, я должен напомнить о ранее развитом положении, что влияние религии на нравственность зависит от формы, в которой как бы существует религия в человеке, а не от содержания положений, которые она для него освящает. но всякое государственное постановление, как я также уже пытался показать в предыдущем, действует более или менее на это содержание, между тем как доступ к самой форме, если я смею далее пользоваться этим выражением, почти вполне возбранен ему. как религия самобытно зарождается в человеке? как он ее воспринимает? Это совершенно зависит от того, что он есть, от его способа мышления и чувствования. даже если допустить, что государство было бы в состоянии преобразовать все внутреннее «я» человека согласно своим целям, то я очень неудачно доказывал бы свои взгляды во всем предыдущем, если бы здесь должен был повторить еще раз все те основания, которые везде воспрещают государству пользоваться самовластно человеком для своих намерений, не беря во внимание его индивидуальных целей. Что и здесь не существует абсолютной необходимости, которая одна могла бы, может быть, оправдать исключение, доказывается независимостью нравственности от религии. Л уже пытался указать на это и постараюсь еще сильнее подтвердить это теми основаниями, при помощи которых я думаю убедить читателя, что сохранение внутренней безопасности в государстве вовсе не требует, чтобы правам было дано особенное, определенное направление.

Copyright © 2014. All Rights Reserved.