Развитие университетов

Развитие университетовРазличие между интеллектуальным и ручным трудом вписывается в достаточно старую традицию. С развитием университетов, начавшемся XIII веке, либеральные искусства стали все больше отличаться именно на этом основании от искусств механических. Вновь открытое в XVII веке старое различие римского права между Operae liberates И Operae liberates накладывало запрет на то, чтобы первые были подчинены трудовому оплачиваемому контракту, отличая таким образом Honorarium, то есть проявление признательности клиента за услугу, не оцениваемую в чисто денежном выражении, от merces, сохраняемую только для ручного труда. Жажде наживы и погони за прибылью, характеризующих коммерческие виды деятельности, Operae liberates противопоставляют бескорыстность, которая отсылает не столько к бесплатности услуги, сколько к той идее, что профессионал должен удовлетворять свои интересы только после удовлетворения тех интересов, что были ему доверены. В этом он близок к государственным служащим, которые должны подчинять свои частные интересы общим. Интеллектуальное измерение их деятельности и ответственность, свойственная профессионалам, в равной мере обосновывают требование автономии, которой наделяется статус государственного служащего, отличный от общего статуса наемных работников, как в случае преподавателей системы высшего образования в Германии и во Франции. Модель министерских служащих, которая во Франции действует для нотариусов и оценщиков, совмещает относительную автономию и контроль со стороны государства. Профессия адвоката получила наиболее раннее развитие, и уже с XVIII века приобрела профессиональную идеологию, основанную, в том числе, на понятиях бескорыстности и ответственности. Как это объясняет Аюсьен карпик, «бескорыстность определяет стратегию, которая, отказываясь подчиняться как государству, так и рынку, стремится установить связь с публикой». Эта модель, разработанная французскими и английскими адвокатами, востребована специалистами других дисциплин, профессиональная деятельность которых не была регламентирована в ходе процесса институционализации и легитимации экспертного знания в XIX веке.

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

cb6aa85a3eeeb3a4