Самодеятельные существа

Самодеятельные существаМы надеемся, мы предчувствуем, потому что желаем. Там, где отсутствует всякий след духовной культуры, религиозные стремления только чувственны. Страх и надежда, вызываемые явлениями природы, которых воображение превращает в самодеятельные существа, составляют содержание всей религии. Там, где духовная культура начинается, этого уже недостаточно. душа стремится тогда к созерцанию совершенной сущности, искра которой тлеет в ней самой, но которую она в гораздо большей мере чувствует вне себя. Это созерцание переходит в восторг, и когда наконец человек представляет себя в соотношении с тем совершенным существом, то рождается любовь, из которой вытекает стремление сделаться похожим на него, слиться с ним. Это встречается также и у тех народов, которые стоят на низших ступенях развития. на этом же основано то, что даже у самых диких народов предводители наций воображают, что происходят от богов и со временем вернутся к ним. Представление о божестве различно только сообразно различию представления о совершенстве, которое господствует в данном столетии и данной нации. Боги древнейших греков и римлян и боги наших отдаленнейших предков были идеалом телесной силы и мощи. когда идея чувственно-прекрасного возникла и утончилась, то олицетворенную чувственную красоту вознесли на престол божества, и таким образом возникла религия, которую можно бы назвать религией искусства. когда возвысились от чувственного к чисто духовному, от красоты к добру и истине, тогда понятие о высшем умственном и нравственном совершенстве сделалось предметом обожания, а религия — достоянием философии. может быть, высказанное могло бы служить мерилом сравнительной ценности различных религий, если бы религия разнилась по нациям или партиям, а не по отдельным личностям. но религия вполне субъективна и зависит только от особенностей мировоззрения каждого отдельного человека.

Copyright © 2018. All Rights Reserved.

cb6aa85a3eeeb3a4