Современная эпоха

Современная эпохаОн впал при этом в странную ошибку. два идеала оспаривали в его душе друг у друга первенство: возможно, разностороннее образование составляло для него потребность; но, с другой стороны, он чувствовал, что образование — ничто без самой интенсивной силы; он полагал высшую цель человека в наивысшем и пропорциональном развитии всех его сил для образования одного целого и в то же время называл энергию первой из всех добродетелей, добродетелью как таковой, в которой все остальные исчезают. Эта двойственность, находящаяся как бы в противоречии сама с собой, сливалась при помощи его фантазии в образ древнего мира, каким он ему представлялся. За эту ошибку должна была поплатиться современная эпоха. Она, по его мнению, стремится только к счастью, тогда как древние стремились к добродетели; она пренебрегает людьми ради вещей, живой человеческой силой ради продуктов. Он, очевидно, имеет при этом в виду погрешности образования XVIII в., в особенности его государства; но он совершенно не замечает, что его собственный взгляд на высшую форму человеческой жизни, так же, как и закон, что «каждый должен развиваться только из самого себя и ради самого себя», значение, которое он придавал «своеобразию» и уважению чужого своеобразия, — что все это были продукты современного образования. Он смешивал чувственную силу и оригинальность древности с сознательным уважением к индивидуальному, являющимся исключительно продуктом нового времени, — именно поэтому ему приходится еще раз повернуть. Он очень хорошо сознавал, что его учение об индивидуализме ни в Спарте, ни даже в Афинах не было бы ни понято, ни одобрено. Так что в конце концов он соединяет древние и современные краски и пишет этой смешанной краской картину народа, всецело соответствующего его идеалу.

Copyright © 2014. All Rights Reserved.