Верховный закон

Верховный законТо, что он признавал верховным законом всякого истинного научного метода — наблюдение природы, руководимое и оплодотворяемое идеями, то же самое считал он и высшим законом политической деятельности. Таково же было его мнение и в данную минуту, когда он имел перед глазами политический эксперимент французской нации. Он, несомненно, был свободен от политических предрассудков, был чужд «малодушного трепета перед всем новым и необычайным»; он, несомненно, не ставил себе задачей защиту деспотизма Аюдовиков и осуждение французского народа, восставшего против гнета этого деспотизма. Он просто высказал определенное мнение о благотворных последствиях Французской революции: революция, конечно, наново просветит идеи, снова возбудит всякую деятельную добродетель и таким образом со временем распространит свое благотворное действие далеко за пределы франции; но, несмотря на это, она, по его мнению, представляет собой крайность, вызванную противоположной крайностью предшествующего деспотизма. Он решительно предсказал непрочность государства, вотированного Национальным собранием, — на том основании, что это государственное устройство построено было совершенно априористически, исключительно «на началах разума». Построить его, конечно, можно, но процветать оно не будет. Процветать может только то устройство, которое возникает из борьбы более сильной случайности с противодействующим ей разумом; причина этого лежит в существе разума, в природе всякого познания. Там, где дело касается практического творчества, один разум недостаточен и бессилен по двум основаниям: он недостаточен для познания настоящего, он совершенно недостаточен для создания и определения будущего. Все наше знание и познание покоится на общих, т. е. когда речь идет об объектах опыта, неполных и лишь наполовину истинных идеях; индивидуально мы очень мало познаем, а между тем там, где представляется необходимость привить новый политический порядок к старому, все зависит «от индивидуальных сил, индивидуальной деятельности, индивидуального страдания и наслаждения».

Copyright © 2014. All Rights Reserved.